Союз профессиональных фармацевтических организаций
Платформа для развития передовой фармацевтической отрасли

Анонсы

Главная/ Фармотрасль просит ФАС разработать рекомендации по применению законодательства о рекламе

Фармотрасль просит ФАС разработать рекомендации по применению законодательства о рекламе

Быстро ли, медленно ли

По подсчетам фармотрасли сейчас в антимонопольном органе рассматривается 25 дел, касающихся ненадлежащей рекламы, где неправомерно, по мнению ФАС, используется слово «быстро». Оно помогает создать впечатление гарантии положительного результата рекламируемого лекарства. А это запрещено пп.8 п.1 ст.24 ФЗ «О рекламе».

По девяти делам у регулятора возникли сомнения в том, что нарушение действительно есть. Поэтому, прежде чем выносить решение на специальной комиссии, на совместном заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, Экспертного совета по применению законодательства о недобросовестной конкуренции и Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении, состоявшемся 25 сентября, ФАС предложила оценить рекламу этих препаратов экспертам. Участников заседания спросили, гарантирует ли реклама того или иного препарата положительный результат. Большинство из них не увидели гарантированного положительного действия в рекламных роликах препаратов Фастум гель, Нурофен (таблетки), Амиксин, Имодиум, ИРС 19, Имудон, но заметили это нарушение в рекламе Стрепсилса, Быструмгеля и Ибуклина.

То есть экспертное сообщество вовсе не против использования слова «быстро». Да, бывают случаи не вполне уместного его применения, но в общем и целом слово законное. Фармотрасль настаивает, что, если это слово имеет под собой доказательную базу, то оно может использоваться.

Партнер юридической фирмы «Гольцблат БЛП» Елена Трусова напоминает, что закон требует от рекламы достоверности и доказательности. Доказательная медицина — это то, что подтверждено объективными доказательствами. Следовательно, инструкции, научные публикации соответствуют доказательной медицине.

«В том случае, когда в рекламе используется цитирование инструкции, научной публикации или иного источника, подтвержденного объективными методиками, использование слова «быстро» в рекламе будет соответствовать принципам доказательной медицины. Иначе получится, что реклама регулируется строже, чем внесение информации в инструкции», — рассуждает Елена Трусова.

Впрочем, начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев обратил внимание на присутствие в инструкции оценочного суждения. «Быстро по сравнению с чем? Если речь идет о лекарствах в рамках одного МНН, значит, и инструкции у них должны быть одинаковы. Но, увы, сегодня мы такого сказать не можем. Аналитические агентства провели исследование инструкций и обнаружили много несоответствий», — посетовал он.

Участники совещания парировали, что инструкция, какая бы она ни была, это официальный документ и ссылаться на него можно. Тимофей Нижегородцев в свою очередь отметил, что надо все-таки реагировать в случае выявления в инструкции лекарства положений, не соответствующих инструкциям других препаратов с тем же МНН.

Тогда эксперты попытались убедить чиновников в том, что само по себе слово «быстро» не может гарантировать что-либо, так как является наречием, а действие выражается глаголом.

Надо работать

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров подытожил, что слово «быстро» неоднозначное. Из рекламы действительно не всегда понятно, по отношению к чему препарат быстро действует, и вполне возможно, что речь может идти о конкурентах.

Что же касается гарантийности слова «быстро», то рекламу надо смотреть целиком, в контексте и понимать, создает она впечатление гарантии положительного эффекта или нет. В подтверждение своих слов он отметил, что не всегда слово «быстро» неуместно в рекламе, бывают случаи вполне корректного его использования.

А вот его фраза по поводу инструкции, похоже, озадачила участников. Он отметил, что не всегда надо повторять в рекламе то, что написано в инструкции. «Помимо выше упомянутых норм, есть и другие. Например, реклама лекарственных препаратов не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения, улучшение состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, создавать представление о преимуществах объекта рекламирования перед другими путем ссылки на факт проведения исследования», — перечислил он.

Получается, что закон о рекламе похож на минное поле. Это отмечают и участники рынка. Исполнительный директор СПФО Лилия Титова рассказала, что, после того как рекламные дела стали появляться пачками, четыре профессиональных объединения — Ассоциация европейского бизнеса (AEB), AIPM, АРФП и СПФО — начали совместную работу над проблемой. Для начала они опросили всех своих членов на предмет того, какие нормы законодательства о рекламе наиболее дискуссионные, по их мнению. В итоге названы нормы о гарантии эффективности, соответствие свойств лекарственных препаратов инструкции по применению, но самый частый ответ — «иное».

«Участникам рынка трудно определить грань гарантии положительного эффекта и пределы возможности использования инструкции по применению, — прокомментировала результаты опроса представитель AIPM Ирина Шейкха. — Невозможно федеральным законом очертить все случаи, по которым возникают проблемы в правоприменении».

Также профессиональные объединения готовят аналитический обзор правоприменительной практики законодательства о рекламе. На его основе можно сделать разъяснения для отрасли. Однако без ФАС такая работа невозможна. Именно у этого регулятора есть полномочия давать разъяснения в этой области. И рекламщики, и фармацевты готовы помочь чиновникам в выработке единой политики, но в итоге это должна быть официальная позиция ФАС, опубликованная на ее сайте.

Андрей Кашеваров любит приводить примеры совместных решений с представителями других отраслей, например пивоваренной, демонстрируя готовность говорить с бизнесом. Не отказал он и на этот раз. Чиновник не сказал конкретно, что ФАС даст разъяснения, однако согласился, что всем заинтересованным сторонам надо сесть за круглый стол. Первый шаг сделан.

 

"Фармацевтический вестник",  Елена Калиновская

 

Инфопартнеры